RECRUITING COMPANY
Leaders Choose the Best
 
Recruiting company "Astar"
MAIN
ABOUT THE COMPANY
FOR EMPLOYERS
FOR CANDIDATES
THE VACANCIES
THE NEWS AND PUBLICATIONS
CONTACTS
Main
Contact Us
The News and publications
 
"HR Department", № 09-10 (96-97), 2003
WEST UKRAINE: PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT.
The Analysis of the economical situation and labor market.
На протяжении последних десяти лет экономика Западной Украины пребывала в тяжелом состоянии. Были заморожены или закрыты все большие предприятия и заводы, в результате чего десятки тысяч людей остались без работы. В последние три года наблюдается существенное улучшение экономического состояния Западного региона. Соответственно происходят динамические процессы и на рынке труда региона. Только Львовская область выходит на 5-6 место в Украине по уровню инвестиций.

Наибольший интерес вызывают несколько отраслей, которые являются инвестиционно привлекательными для иностранного капитала.

Мы бы хотели предложить анализ с точки зрения кадрового агентства. В данной статье мы постарались наиболее полно отобразить ситуацию, опираясь на наш опыт сотрудничества с компаниями-заказчиками и другими кадровыми и консалтинговыми компаниями.

Западный регион постепенно превращается в мощный центр автомобилестроения и производства оборудования для автомобилей. В Луцке на базе местного автозавода производят не только модернизированные модели "волынянок". Сейчас здесь происходит сборка автомобилей российской марки "ВАЗ" из готовых узлов и начата сборка корейских "КIA". В Ужгороде около полутора лет успешно работает завод "Еврокар". Предприятие занимается сборкой автомобилей "Шкода", моделей "Фелиция" и "Октавия". Завершаются переговоры, касающиеся открытия в Закарпатье сборного производства автомобилей немецких марок "Фольксваген" и "Ауди". Таким образом, автомобильная отрасль активно развивается и нуждается в квалифицированных специалистах как в сфере производства, так и управленческом персонале. Проблема в подборе персонала для таких предприятий заключается в том, что квалифицированные технические специалисты в основном не знают иностранных языков. Эта проблема решается рекрутингом специалистов из других прилегающих и отдаленных областей Украины.

Кроме автомобилей во Львовской области и Закарпатье активно строятся заводы известных мировых производителей электрооборудования для автомобилей. Прежде всего, это завод "Леони Вайеринг Системз Украина" - одна из наибольших немецких промышленных инвестиций в Украине. Корпорация "Леони" обеспечивает кабельными электросетями многих известных автопроизводителей, в частности "Дженерал Моторз" и "Опель". Летом планируется официальный запуск предприятия, сейчас же продолжается отбор персонала, в целом на предприятии будет создано четыре тысячи рабочих мест. Как и на большинстве ведущих западных компаний, новые сотрудники "Леони" проходят в течение нескольких недель обучение, часто для этого их отправляют на аналогичные предприятия концерна, расположенные в соседних странах.

Также в Закарпатье уже четвертая иностранная компания - "Сумитомо" - изучает конъюнктуру рынка, планируя построить здесь свой завод по изготовлению электрооборудования для автомобилей. Это еще одна тысяча рабочих мест в этом до недавнего времени малоразвитом секторе производства. В конце прошлого года начато строительство завода другой японской компании - "Ядзаки", которая создает две тысячи рабочих мест.

Традиционная для Западной Украины из-за наличия сырья деревообрабатывающая отрасль сегодня представлена как небольшими частными предприятиями, так и большими иностранными инвесторами. Малые предприятия в этой сфере представлены, как правило, частными пилорамами, на которых работает до 10 человек. Продукция, которую они выпускают, в основном идет на экспорт. Существенную часть рынка мебели Закарпатской области обеспечивает предприятие с австрийскими инвестициями "Эномебель". Во Львовской области наращивает объемы производства плит завод ДСП, в который швейцарский концерн "Кроно" вложил более трех миллионов долларов. Тут сохранено и создано более четырехсот рабочих мест. Немало сотрудников завода прошло обучение на заводах концерна в странах Западной Европы. В целом, благодаря предложению недорогой древесно-стружечной плиты европейского качества, в регионе активно развиваются малые и средние предприятия по изготовлению корпусной и другой мебели.

Отдельного упоминания достойны специальные экономические зоны - "Закарпатье", "Интерпорт Ковель", "Яворов", "Курортополис Трускавец". Благодаря специальному режиму работы - налоговым, таможенным льготам и др. - в этих зонах активно работают инвесторы, открываются предприятия и создаются рабочие места.

Например, СЭЗ "Яворов" была создана на территории, большинство населения которой раньше было занято на горно-химическом предприятии "Сирка". В середине 90-х, после общего экономического спада и массовых сокращений, местные власти решили, что создание СЭЗ станет единственным выходом для этого региона. Действительно, если уровень безработицы тогда достигал 14-15 процентов, то на протяжении двух лет работы СЭЗ он сократился почти в два раза. Каждый инвестор, который хочет работать в условиях СЭЗ, должен инвестировать не менее 500 тысяч долларов. Поэтому предприятия открываются крупные - на 100-300 рабочих мест. Специальный режим планируется сохранить в г. Яворове Львовской области до 2020 года и создать не менее 7 тысяч рабочих мест.

Для СЭЗ "Курортополис Трускавец" (г. Трускавец, Львовская обл.) приоритетами являются лечебно-оздоровительные комплексы, рекреационный туризм и др. СЭЗ создавали с целью сохранения и развития курортной инфраструктуры и разработки рекреационного потенциала региона. Тут начинают появляться новые санаторные комплексы высокого класса, предприятия по выпуску минеральной воды и др. Эта зона начала работу намного позднее, и на данное время тут утверждено только около двух десятков инвестиционных проектов. Она тоже будет действовать на протяжении 20 лет, планируется сберечь и создать более 14 тысяч рабочих мест.

Не менее чем на 10 тысяч рабочих мест рассчитывают и в СЭЗ "Закарпатье", которую создали сроком на 30 лет для активизации развития региона после нескольких масштабных наводнений. Кроме упомянутого выше автомобильного сегмента тут интенсивно развиваются легкая и пищеперерабатывающая промышленность. В этом году будет открыт завод по производству мясной и колбасной продукции, на котором получат работу более 100 человек.

Малый и средний бизнес имеет значительно лучшую динамику, чем большие промышленные гиганты, и условия его развития по давним традициям в регионе неплохие. На данный момент в Львовском регионе 70 тысяч субъектов малого предпринимательства, в которых задействовано 180 тысяч людей. Данный сегмент бизнеса обеспечивает 15 процентов поступлений в бюджет региона. Этот показатель очень высок - 4-е место по количеству и 2-е место по удельному весу в Украине. Хотя, если сравнивать с аналогичным показателем в развитых рыночных странах, то он оказывается не столь высоким. В этих странах около 50 процентов населения занято в малом предпринимательстве, и они обеспечивают также около 50 процентов финансовых поступлений в бюджет. Что касается структурирования рынка малого предпринимательства, то в основном в Львовском регионе это торговые компании. Но сейчас наблюдается также рост части реального сектора, особо можно отметить такие сферы, как строительство, производство строительных материалов, транспортные услуги. Власти прилагают усилия для упрощения разрешительных и регистрационных процедур, а банки переориентируются на микрокредитование малых предприятий.

Уже существуют примеры превращения небольших предприятий в межрегиональные корпорации. Так, украинско-немецкое СП "Ареал", которое приобрело и оживило большую мельницу и несколько хлебопекарных предприятий Львовской области, сегодня уже имеет зарегистрированную торговую марку "Галкорн", под которой производит хлебобулочные, кондитерские, макаронные, крупяные и другие изделия. В процессе задействованы аграрные предприятия Тернопольской области, производители и дистрибьюторы Ивано-Франковской, Закарпатской, Волынской области. В пищевой отрасли, которая имеет хорошие перспективы, можно выделить компанию "Ковельмолоко". Она приобрела несколько молокозаводов с их сетью на Волыни и во Львовской области. Также это касается Радеховского молокозавода, на который несколько лет тому назад пришли новые владельцы с планами насчет общеукраинского рынка. К тому же, российская инвестиционная компания "Планета менеджмент", которая уже приобрела молокоперерабатывающие предприятия в Киеве (ТМ "Галактон") и в Кременчуге, планирует купить аналогичное предприятие и в Западной Украине.

Легкая промышленность тоже довольно широко представлена в регионе. К примеру, предприятия Волыни производят около трети шелковых тканей, изготовленных в Украине. Несмотря на жесткую конкуренцию на рынке, швейные предприятия демонстрируют стабильное развитие и желание улучшить свою деятельность. Так, владельцы украино-итальянского швейного совместного предприятия "Лаура", на котором работает около 300 человек, планируют открыть во Львовской области предприятие по пошиву женского нижнего белья, на котором будут работать более 200 человек. Высококачественное женское белье уже производит Червоноградская фабрика, большая часть ее продукции идет на экспорт. Швейная промышленность дает большое количество рабочих мест, в этом сегменте наиболее востребованы швеи, специалисты по швейному оборудованию, контролеры качества, технологи. Довольно значительное распространение получили иностранные компании, которые работают на давальческом сырье.

Одним из главных факторов развития экономики Западной Украины является близость границы. Вскоре это будет граница не просто с Польшей, а с Евросоюзом. Опыт Польши показывает, что ее приграничные области, прилегающие к Германии, богаче и более развиты, чем другие. Подобную ситуацию прогнозируют и на Западе Украины. Уже наблюдается значительное оживление в финансово-банковской сфере, открываются филиалы столичных и даже иностранных банков.

Новый толчок энергетическому сектору может дать воплощение проектов международного газотранспортного консорциума (во Львовской области расположены наибольшие в Восточной Европе газохранилища), достройка нефтепровода "Одесса - Броды" до г. Гданьска (Польша) и объединения энергосистем Западной Украины с европейской.

Развитие транспортной инфраструктуры связывают с воплощением проектов скоростных автомагистралей Краков-Львов-Киев и Киев-Львов-Чоп, как частей европейского транспортного коридора.

Итак, в регионе есть предпосылки для развития практически всех сфер экономики. И это позволяет прогнозировать рост спроса на специалистов большинства профессий со стороны предприятий, начинающих и расширяющих свою деятельность на территории Западной Украины, а также понижение уровня скрытой и официальной безработицы, повышение уровня доходов населения.
<Back>

 
 
Office 19, 8 Chaykovskogo-st., Lviv, Ukraine, 79000
Tel +38 032 253 64 43, +38 067 341 48 42, +38 066 044 76 91
Copyright © ASTAR, 2005